Схемы мошенничества в сфере бытовых услуг

Схемы мошенничества в сфере бытовых услуг

Сфера коммунальных услуг – безграничное поле деятельности для мошенников, так как сервисом пользуются абсолютно все. Обслуживание приборов учета, вывоз мусора, услуги ресурсоснабжения, обустройство прилежащей территории – это далеко не полный список бытовых услуг, который мы регулярно оплачиваем.

Жертвами жуликов становятся не только пенсионеры, но и люди, которые получают субсидии от государства. Чтобы не лишиться дотаций, необходимо своевременно оплачивать коммунальные платежи. Поэтому это легкая добыча для псевдокоммунальщиков.

Категория дисциплинированных, уважающих правила и законы жильцов тоже находится в группе риска. Они стараются добросовестно закрывать все необходимые платежи и задолженности. На этом их «подлавливают» мошенники.

Наглые, напористые действия самозванцев заставляют людей покупать ненужные, но якобы необходимые услуги, оплачивать фальшивые квитанции, менять исправные расходомеры на новые по несусветно высокой цене. Чтобы отличить настоящих коммунальщиков от жуликов, необязательно знать все их «серые» схемы. Достаточно ознакомиться с основными и понять, на что прежде всего нужно обратить внимание при появлении незнакомца в униформе.

Поверка приборов учета

Люди уже знают, что поверять бытовой счетчик имеет право только специалист аккредитованной организации. В противном случае результаты процедуры считаются недействительными.

Государство позаботилось о своих гражданах и изменило условия ввода в эксплуатацию ИПУ после поверки. Теперь недостаточно бумажного документа об успешном прохождении испытаний. Необходимо зарегистрировать процедуру в электронном реестре ФГИС Аршин. Допуск к базе Аршин невозможен без Аттестата Аккредитации.

Эта поправка уменьшила количество обманутых потребителей, но не исключила возможность на 100%. Осталась лазейка для жуликов. На регистрацию в реестре дается срок в два месяца. Псевдометролог может пообещать, что внесет данные в течение нескольких дней и уйдет с деньгами.

Что делать? Перед тем как заключить договор с метрологической службой, уточните, когда результаты поверки занесут в ФГИС Аршин. Заказывайте процедуру только в том случае, если регистрация пройдет сразу после поверки на ваших глазах.

Замена счетчиков

Замена расходомеров проводится, когда закончился ресурсный срок, указанный в техпаспорте, или при неудачном прохождении поверки, либо вместо нее. Бывает, что хозяева замечают, что прибор «врет» и принимают решение поставить новое устройство.слесарь

И вдруг в дверь звонит «сотрудник УК» с требованием осмотреть, к примеру, водомер. Выясняется, что модель водомера устарела и его показания больше не принимаются к учету. Если срочно не заменить счетчик, то в следующем месяце придет огромный счет на воду. По согласию оторопевших хозяев мошенник меняет исправный прибор на новый за стоимость, вдвое превышающую обычный прайс.

Могут быть вариации такого сценария. «Специалист» сам незаметно повредит пломбу или сломает оборудование, свалив поломку на хозяев. Дальше последует предложение заменить неисправное устройство.

Что делать? Не впускайте в квартиру посторонних людей. Представители управляющих компаний предупреждают о плановом визите. Только в случаях, когда в доме случилась внештатная ситуация, мастер может прийти неожиданно. Но прежде чем пригласить незнакомца внутрь, уточните фамилию и позвоните в УК для проверки информации.

Отключение ресурса за долги, штраф

«Представитель контролирующей организации» приходит и сообщает, что у вас образовалась задолженность за какой-либо ресурс, и если вы не оплатите долг прямо сейчас, то воду, газ или электричество отключат. Новое подключение обойдется дорого. При этом жулик предъявляет фальшивую квитанцию как доказательство. На бумажке имеется штрих-код, какие-то реквизиты: все выглядит достоверно. Жильцы в испуге оплачивают наличными требуемую сумму.

А ведь УК даже в случае задолженности никогда не отключает квартиру от ресурса сразу. Сначала приходят цветные квитанции, где обращается внимание на необходимость погасить долг. Через два месяца жильца еще раз предупреждают и дают еще 20 дней на оплату счетов.

Выманивают из доверчивых людей деньги и другим способом. Приходят с осмотром, к примеру, газового оборудования и находят какое-либо «нарушение». Требуют немедленно оплатить штраф наличными, чтобы «без комиссии».

Что делать? Опять же не впускать в квартиру незнакомцев, не убедившись в УК, что это именно их сотрудник и посещение согласовано. Не оплачивайте наличными деньгами никакие долги и штрафы: это незаконно. Вас обманывают.

Фальшивые квитанции на оплату ЖКУ

Участились случаи, когда в обычном почтовом ящике или в электронном личном кабинете находят квитанции, которые не имеют ничего общего с официальным документом. Если оплатить несуществующую задолженность по указанным реквизитам, то деньги попадут на счет мошенников. В случае с электронной ссылкой, при оплате вы покажете все свои банковские данные. Деньги со счета снимут полностью.

Посмотрите на квитанцию внимательно. Платежка должна содержать:

  • ФИО владельца,
  • номер его лицевого счета,
  • адрес квартиры,
  • метраж,
  • количество прописанных жильцов,
  • последние показания счетчиков,
  • действующие тарифы ЖКУ.

Что делать? Сравнивайте новую квитанцию с предыдущей. Внимательно проверьте правильность внесенных в платежку данных. Многие УК для оповещения жильцов и оплаты предлагают использовать специальные электронные приложения для смартфонов. Это полностью исключает возможность обмана.

Распознать мошенников возможно. Просто будьте внимательны и не торопитесь: не предпринимайте никаких действий спонтанно, под давлением. При получении угроз вызывайте полицию. 

Статьи

Полезная информация